Стремительно несущееся время, влекущее за собой множественные изменения в образовательном процессе, требует гибкости от современного учителя.
Создать проблемное поле для последующего профессионального самоопределения собрались педагоги города из 15 образовательных учреждений (школы № 5, 16, 19, 22, 25, 27, 30,31, 32, 34, 35, 38, 39,51, 60) 23 ноября в Средней школе № 1 с углублённым изучением отдельных предметов.
Среди участников проблемно-целевого семинара присутствовали заместители директоров, педагоги-методисты, педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя начальных классов и предметники (всего 23 человека).
Педагогами первой школы была представлена творческая мастерская «Инклюзивная вертикаль: технологии и успешные практики». Группа учителей начальных классов Шагаевой С.Л., Анашкиной А.А., Сосновских Е.Е., преподавателя-организатора ОБЖ Цикаревой А.Е., под руководством учителя-логопеда Симоновой Л.В., организовала осмысление и понимание обсуждаемой проблемы, способствовала практическому освоению педагогами города коррекционно-развивающих приёмов, применение которых возможно на разных этапах урока при обучении младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Введение в тему семинара с анализом тематической ситуации, подробно представленной в сравнительных диаграммах, провела учитель-логопед Симонова Лада Викторовна. Она познакомила участников с количественными статистическими данными об учащихся с ОВЗ и детях-инвалидах по Свердловской области, а также по своей школе. При целеполагании участникам семинара были предложены креативные чек-листы, которые помогли семинаристам достигнуть результата, что называется «здесь и сейчас».
Об особых образовательных потребностях детей с задержкой психического здоровья, обусловленными закономерностями нарушенного развития, напомнила присутствующим учитель начальных классов, педагог-психолог Анашкина А. А.
Современный урок характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания, напряжения сил, особенно от детей с ОВЗ. Анастасия Александровна рассказала о психолого-педагогических аспектах частей урока и продемонстрировала некоторые приёмы работы. Особенно эффективными стали практики настроя и релаксации (например, «Ленивая кошечка»). Был сделан акцент на возникающих перед учителем задачах, которые невозможно реализовать за один урок, над которыми приходится систематически работать на протяжении всего учебного года. Это имидж педагога, развитие коллективизма, установка правил, благоприятная психологическая атмосфера, учёт индивидуальных особенностей восприятия детей, то есть модальностей.
Нацеливание на «покорение новых вершин» учеников-учителей на этапе мотивации произвела преподаватель-организатор ОБЖ Цикарева А.Е. Педагог использовала приём «отсроченная догадка» при определении тем уроков истории и окружающего мира. На этапе актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии участники мастерской совместно с Анастасией Евгеньевной «Ловили ошибки» по русскому языку, окружающему миру, литературе. «Ярким пятном» и «Птичьим базаром» был продолжен этап освоения новых знаний.
Запоминающимся событием этапа первичного закрепления с проговариванием во внешней речи стал «Аукцион» с настоящим лот-объектом. Увеличение ставок накаляло ситуацию, оживление царило в кабинете, принимавшем гостей. Обладательницей настенного календаря на 2023 год стала школа № 32 в лице своего представителя.
Шагаева Светлана Леонидовна, учитель начальных классов, помимо успешных торгов на «Аукционе», продемонстрировала приём «Своя опора», провела интерактивную игру «Я беру тебя с собой».
Известно, что дети с ЗПР обучаются на успехе. И во многом это зависит от своевременной и тактичной помощи учителя. Домашнее задание, оказывается, можно не делать. Не всегда! А когда вытянешь счастливый лотерейный билет. Каждому из участников семинара было предложено домашнее задание на вечер. Разочарованных не наблюдалось, наоборот, улыбки на радостных лицах педагогов и удовлетворение от собственной удачи. И в этом опять же заслуга учителя - авторский приём молодого педагога школы №1 Сосновских Е.Е., успешно реализуемый коллегами.
Пейзажную рефлексию провела Анашкина А.А., закольцевав вхождение и выход из урока эмоциональными переживаниями «учащихся».
Важность предметного итога помог осознать «карамельный коктейль» по выбору, которым угощали вовлечённых педагогов, пришедших на мероприятие и получившим профессиональное совершенствование в практике инклюзивного образования, убеждённым в эффективности используемых методов для работы с детьми с ОВЗ.
Благодарим организаторов и участников за продуктивную работу, профессиональное общение. Желаем всем коллегам уверенности и успешности, которая, как в зеркале, отражается на успешности в обучении и воспитании детей, включая обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, позволяя достичь их полноценной и адекватной социализации.