30 октября 2024 года состоялось очередное заседание – семинар городского методического объединения учителей физики.
На семинаре были рассмотрены следующие вопросы:
1. Современные образовательные технологии, способствующие развитию мотивации учащихся.
2. Анализ результатов единого государственного экзамена по физике обучающихся XI классов муниципальных общеобразовательных учреждений Каменск- Уральского городского округа в 2024 году.
3. Планируемые изменения в КИМ ЕГЭ 2025 года.
4. Организация и проведение муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по физике в 2024-2025 учебном году.
По первому вопросу выступили учителя физики Средней школы № 2 Светлакова Светлана Анатольевна, Средней школы № 19 Ямова Марина Владиславовна, Центра образования «Аксиома» Жданова Вера Петровна. Светлакова Светлана Анатольевна представила опыт работы по теме по самообразованию: «Развитие познавательного интереса к предмету на основе реализации личностного подхода на уроках физики».
Включение школьников в учебно-познавательную деятельность по достижению целей обучения, повышения мотивации к изучаемому предмету обеспечивается с помощью средств активизации, в качестве которых выступают содержание образования, методы и формы обучения, современные образовательные технологии. Они направлены на создание благоприятной психологической атмосферы, поддерживающей познавательную активность учащихся, а именно:
• включение учеников в коллективистские формы деятельности;
• привлечение учеников к оценочной деятельности и формирование адекватной самооценки;
• сотрудничество ученика и учителя, совместная учебная деятельность;
• создание творческой атмосферы;
• занимательность изложения учебного материала.
Наряду с применением приемов и методов обучения в учебном процессе необходимо использовать современные образовательные технологии.
Применение технологии личностно-ориентированного обучения предполагает признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса, весь учебный процесс строится на основе этого главного положения. Один из приемов технологии личностно-ориентированного обучения, который использую в своей педагогической деятельности - групповая работа. Именно групповая работа лучше всего помогает развитию коммуникативных способностей учащихся и способствует повышению мотивации к учению. При групповой работе учение превращается из индивидуальной деятельности каждого учащегося в совместный труд. Особенно эффективна групповая работа при обсуждении проблемных заданий, ведь при правильной организации групповой работы благодаря совместному обсуждению можно найти различные пути решения проблемы.
Ямова Марина Владиславовна познакомила учителей с презентацией: «Современные образовательные технологии, способствующие развитию мотивации учащихся». Мотивация - важный компонент структуры учебной деятельности, ученик должен получать «удовольствие» от самой деятельности. От этого зависит желание учиться и быть успешным. Источники мотивации, применяемые на уроках физики:
применение информационно-коммуникационной технологии;
домашний эксперимент;
нетрадиционные формы урока;
технология проблемного обучения;
самостоятельный эксперимент или исследование;
технология развития критического мышления.
Марина Владиславовна продемонстрировала учителям используемые ею приёмы развития критического мышления.
Жданова Вера Петровна выступила с презентацией: «Формирование учебной мотивации как необходимое условие эффективного обучения». В течение многих лет при проведении занятий она использует достаточно проверенные и во многом эффективные приёмы и методы учебной деятельности, побуждающие учащихся к повышению мотивации в изучении физики:
- игровые технологии;
- технологии проблемного обучения;
- самостоятельный эксперимент или исследование;
- информационно-коммуникационные технологии;
- метод проектов.
В заключении своего выступления Вера Петровна познакомила учителей с методической разработкой урока- игры «Охота за утками» при изучении темы: «Движение и силы» в 7 классе.
Итог по теме семинара подвела методист Магдюк Людмила Николаевна. Использование в учебной деятельности методов и приёмов современных педагогических технологий формирует положительную мотивацию детей, способствует развитию основных мыслительных операций, коммуникативной компетенции, творческой активности личности.
Педагог должен понимать: какими бы знаниями он ни обладал, какими бы методиками не владел, без положительной мотивации и создания ситуации успеха его урок обречен на провал, он пройдет мимо сознания учащихся, не оставив и следа в нём.
Далее методистом Магдюк Л.Н. был представлен статистико - аналитический отчёт о результатах государственной итоговой аттестации по физике обучающихся XI классов муниципальных общеобразовательных учреждений Каменск-Уральского городского округа в 2024 году.
Рассмотрены результаты единого государственного экзамена по физике в динамике за 3 года по городу; статистический и содержательный анализы выполнения заданий КИМ участниками ЕГЭ по физике в 2024 году по городу и Свердловской области; анализ метапредметных результатов обучения, повлиявших на выполнение заданий КИМ; сделаны выводы об итогах анализа выполнения заданий, групп заданий. Даны рекомендации учителям по совершенствованию преподавания учебного предмета всем обучающимся и рекомендации по организации дифференцированного обучения школьников с разными уровнями предметной подготовки.
Затем методист Магдюк Л.Н. познакомила педагогов с Методическими рекомендациями ФИПИ для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2024 года по физике и планируемыми изменениями в КИМ ЕГЭ -2025. Рекомендовала педагогам к совместному просмотру с учащимися видеозапись вебинара издательства «Легион»: «ЕГЭ по физике: структура, изменения, рекомендации по подготовке» (29.10.2024).
По четвёртому вопросу методист Магдюк Л.Н. познакомила учителей с нормативными документами, определяющими порядок проведения муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников в 2024-2025 учебном году, графиком проведения муниципального этапа олимпиады в Свердловской области, составом жюри по физике. Остановилась на результатах школьного этапа олимпиады по физике. Всего участников было 335 человек. Допущено для участия в муниципальном этапе всероссийской олимпиады школьников по физике 89 чел. (26,6%).
На заседании присутствовали учителя физики школ №№ 2, 3, 7, 16, 17, 19, 20, 21, 25, 27, 32, 34, 35, 37, 38, 39, 40, Лицея № 9, Лицея № 10, Каменск-Уральской гимназии, Центра образования «Аксиома».
Методист ЦДО Л.Н. Магдюк